АСПИРАНТСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2012

 Материалы докладов
Всероссийской конференции с международным участием

«Молодые учѐные – медицине»

НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

О.Г. Никольская

 

Кафедра управления качеством в здравоохранении ИПО, Самарский государственный медицинский университет

 
Одной из основных задач реформирования здравоохранения является снижение потерь общества по медико-биологическим аспектам. Современное общество несет значительные потери за счет заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ) и инвалидизации населения. В результате острые заболевания, приводящие к ВУТ, по разным причинам переходят в хронические болезни, увеличивая тем самым первичный выход на инвалидность. Всестороннее изучение экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН), предупреждение трудопотерь, связанных с лечебно-диагностическим процессом, нарушением нормативно-правовых аспектов и правил экспертизы, ущемляющие права социально застрахованных, представляет большой научно-практический интерес с точки зрения сохранения здоровья, а в условиях прогнозируемого дефицита трудовых ресурсов приобретает особое значение. ЭВН является важной  функцией здравоохранения. Через заболеваемость с ВУТ система здравоохранения существенно влияет на экономику страны.

Сохранение здоровья занятых на производстве – это многоплановая проблема, которая обусловлена не только характером производства, технологическим процессом, системой охраны труда и  техники безопасности, но и общественно – политическим, социально- экономическим и медико- социальным содержанием и, прежде всего, изменением отношений между работодателем и наемным работником.

ЭВН рассматривается как органическая часть лечебно-диагностического процесса, при этом не изучены причины низкой эффективности координации и совместной деятельности субъектов, прямо или косвенно задействованных в данном процессе. ЭВН требует определенных преобразований, как по изменению ее организации, так и технологии проведения. Все вопросы, касающиеся качества медицинской помощи (КМП), в равной степени относятся к осуществлению процесса ЭВН. ЭВН имеет свою методологию, объект и нормативно-правовую базу, что требует специальных подходов к организации контроля. Тем не менее, до настоящего времени не разработаны критерии оценки  качества  проведения  ЭВН,  нет  методологии  определения  качества и эффективности работы звена исполнения (лечащий врач) и звеньев управления на всех уровнях проведения ЭВН, что предопределило актуальность данного исследования.

Целью улучшения качества ЭВН в многопрофильном лечебном учреждении было создание новой организационной модель совершенствования ЭВН. Для создания новой организационной модели ЭВН были изучены организационные, медико-социальные и экономические особенности ЭВН в Самарской области, в Куйбышевском районе г.о. Самара и дана оценка ее функционирования. Оценена  удовлетворенность населения качеством ЭВН.

Исследование проводилось на базе многопрофильного лечебного учреждения ММБУ ГБ №10, обслуживающее население  Куйбышевского района г.о. Самара.

Результаты комплексного изучения организационных и управленческих проблем качества проведения ЭВН работающих граждан позволили  разработать и внедрить новую организационную модель ЭВН. Разработанная и внедренная на территории Куйбышевского района городского округа Самара, новая организационная модель проведения ЭВН позволила повысить уровень организации медицинской помощи трудоспособному населению, что является важной частью принятой государственной программы управления качеством в здравоохранении.

Многолетний опыт работы позволил выделить и внедрить основные направления в системе совершенствования экспертизы временной нетрудоспособности в многопрофильном лечебном учреждении:

I.   Организационно-методическая работа:

1.Ежемесячное проведение семинаров по вопросам ЭВН, знакомство с новыми нормативными документами, разбор сложных экспертных случаев, дефектов, допущенных при проведении ЭВН. Заслушиваются доклады по результатам экспертной работы.

2.Раз в полугодие проведение экзамена по ЭВН (нормативно-правовой базе) и оформлению листка временной нетрудоспособности.

3.Индивидуальные занятия по вопросам ЭВН с вновь поступившими врачами, а так же со специалистами, допустившими нарушения при проведении ЭВН.

4.Раз в полугодие проведение занятий с мед. регистраторами, оформляющими листки временной нетрудоспособности.

5.Создание компьютерной базы данных, содержащих нормативно- правовую документацию по ЭВН (что даѐт возможность любому врачу заниматься самоподготовкой по ЭВН).

6.Обучение врачей на 72 часовых циклах тематического усовершенствования по вопросам ЭВН, проводимых на базе института последипломного образования.


II.  
Проведение внутриведомственного контроля ЭВН.

1.Предварительный контроль КМП. Позволяет проверить уровень профессиональной подготовки работников, возможность выполнения сотрудниками требований нормативных документов и т.д.

2.Текущий контроль осуществляется в процессе оказания медицинской помощи. В ходе его проведения фиксируются имеющиеся проблемы, и обсуждаются с исполнителями возможные причины их возникновения, вырабатываются пути совершенствования лечебно-диагностического процесса. На основе данных текущего контроля разрабатываются и проводятся необходимые корректирующие мероприятия:

а) заведующие клиническими подразделениями осуществляют личный осмотр больного не реже 1 раза в 10 дней, с внесением записи в первичную медицинскую документацию.

 б) выборочный контрольный осмотр пациента заведующим  отделением или зам.главного врача по ЭВН в момент выдачи  ЛВН на предмет его обоснованности (в любой день недели, у любого врача).

3.Заключительный контроль проводится по законченному случаю временной нетрудоспособности. Заведующий стационаром проводит контроль 5% законченных случаев, заведующий клиническим подразделением поликлиники – 3%, заместитель главного врача по ЭВН - 30-50 случаев за квартал.


Разработанная и внедренная в ММБУ ГБ №10 новая организационная модель ЭВН показала свою эффективность: при введении текущего контроля  на 30% увеличилась выявляемость экспертных ошибок, в 2 раза (с 21% до 11%) снизился процент обоснованных претензий на качество оформления  экспертных документов, на 27% уменьшилось число случаев необоснованности ВН и ее длительности, в 1,2 раза снизилось несвоевременное направление на ВК.


Таким образом, разработанная и внедренная на территории Куйбышевского района г.о. Самара новая организационная модель проведения ЭВН может быть рекомендована для работы в других медицинских учреждениях.